Официальное название: «Музей-усадьба Мустая Карима в деревне Кляшево Чишминского района». Авторы проекта – архитекторы Д.Винкельман (руководитель мастерской), Р.Галимов, В.Серов, Е.Пакин из ЗАО «Творческая архитектурная фирма «Уфаархпроект» и художник Н.Байбурин. Именно их работа выиграла в закрытом конкурсе на лучший проект мемориала в Кляшево, объявленном Министерством культуры и национальной политики и Министерства, архитектуры и транспорта РБ.

Под музей-усадьбу выделено 15 гектаров земли за околицей д.Кляшево, на опушке дубовой рощи, где есть дубки, посаженные руками поэта.

- Входная группа будет исполнена в виде классической беседки. Мустай Карим – классик, как и Иван Тургенев и Лев Толстой. Именно такие беседки и пользовались популярностью в те годы, – рассказывает руководитель архитектурной мастерской Дмитрий Винкельман. – Сам музей построен в форме летящей птицы. Творчество – это всегда полет мысли и фантазии. Внутри усадьба поделена на три части: детство Мустая Карима, военная поэзия и проза, а также зал, в котором представлены философские произведения. Минуя эти залы, человек словно проходит через весь творческий путь народного поэта. Завершает архитектурную композицию витраж, направленный на деревню Кляшево. Перед витражом расположится кабинет Мустая Карима. У окна должен стоять его стол и зелёная лампа, которая будет гореть всегда, как символ того, что Мустай Карим жив в его произведениях. Из окна открывается вид на деревню, в жизни которой он черпал вдохновение. Также предусмотрены дом творчества для молодых писателей, конференц-зал, библиотека-фондохранилище с литературным наследием М. Карима. Полки будут в виде куба, на полу которого изобразят карту древней Башкирии – от Яика (Урала) до Волги. Само здание двухэтажное и сверху похоже на летящую птицу.

Альфия КАРИМОВА, дочь поэта. – Мой папа рассказал мне одну историю. Отец Мустая Карима однажды на сенокосе подрезал ножки перепелке, не заметив её в траве. Так задело его горе маленькой птички, что он решил загладить свою вину перед Богом и природой, женившись на самой бедной девушке в деревне. Ею оказалась мать Мустая Карима.

Позже сам писатель подтвердил реальность этой легенды, – поведал художник Наиль Байбурин. – Мустай Карим говорил, что образ птицы всегда был рядом с ним. Когда он бегал босоногим юнцом по деревне, его звали «Совенком». Поэтому я решил, что птица – великолепный образ, который сможет отобразить и его жизненный путь, и его полёт фантазии, и намекнёт всем нам, что творчество парит над миром, принадлежа всем и никому.

close